С момента вступления в силу Федерального закона № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» не утихают споры среди профессионалов о целесообразности перехода от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда. Попробуем оценить этот переход с точки зрения работодателя.
Несомненные плюсы специальной оценки относительно аттестации рабочих мест это: возможность декларирования условий труда; прописка льгот по условиям труда в трудовом кодексе и привязка их к классам условий труда, да и в целом более организованную законодательную структуру обеспечивающую проведение специальной оценки условий труда; возможность снижения класса условий труда за счет применения эффективных средств индивидуальной защиты.
Двоякие моменты: уменьшено количество оцениваемых факторов – с одной стороны исследования и оценки стали дешевле в рамках СОУТ, а с другой стороны необходимо дополнительно проводить производственный контроль; с одной стороны появились дополнительные взносы в ПФР за вредные рабочие места, а с другой стороны уменьшилось количество «вредников» из-за уменьшения количества оцениваемых факторов.
К минусам отнесем более низкую объективность оценки по искусственно суженному кругу факторов производственной среды; изменения коснувшиеся ответственности работодателя за непроведение или нарушения в порядке проведения специальной оценки условий труда.
Вывод прост: с экономической точки зрения проведение специальной оценки условий труда существенно более выгодная процедура, но с точки зрения самой оценки условий труда – безусловно проигрывает процедуре аттестации рабочих мест по условиям труда.